Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рекомендации преподавателям по стратегии работы с различными группами учащихся во время экзаменов

10 способов укротить гнев во время конфликта

10 практических рекомендаций "Как снизить конфликтность в общении"

 12 «НЕЛЬЗЯ»  для поведения в молодежной аудитории (для использования в работе кураторов)

 Рекомендации родителям и педагогам по работе с агрессивными детьми

"АНТИСТРЕССОРЫ", которые позволяют выработать сопротивляемость к стрессовым воздействиям.

 ПАМЯТКА  ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПОДРОСТКАМИ

 ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ПРИ КОНФЛИКТЕ С РЕБЕНКОМ

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА "ТВОЕМУ ДРУГУ ПЛОХО. ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ".

 РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМСЯ, РАЗМЫШЛЯЮЩИМ О СУИЦИДЕ

 Условия эффективного повторения

 ЭКЗАМЕНЫ БЕЗ СТРЕССА

 

Акция «Не прожигай свою жизнь»

     С целью предупреждения пожаров и гибели людей от них по причине неосторожного обращения с огнем при курении в состоянии алкогольного опьянения с 14 ноября по 01 декабря будет проходить республиканская акция «Не прожигай свою жизнь».

    Спасатели и активисты Белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных проведут разъяснительную работу о вреде курения в общественном транспорте и на остановках, на промышленных предприятиях и в организациях, в пунктах общественного питания, в крупных торговых центрах и колледже.

    Приглашаем Вас принять участие в акции. Возможно, ваше неравнодушие спасет чью-то жизнь. Не пренебрегайте правилами безопасности. Не проявляйте беспечности и небрежности в обращении с огнем при курении. Берегите себя и своих близких!

  

Рекомендации преподавателям по стратегии работы с различными группами учащихся во время экзаменов

С тревожными и неуверенными учащимися:

Краткая психологическая характеристика:
• Склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (семинарское занятие, зачет, экзамен (устный, письменный)).
• Часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы, при устном ответе возвращаются к сказанному и вносят поправки-уточнения.
• При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями экзаменатора. Обычно задают много уточняющих вопросов, часто переспрашивают преподавателя, проверяя, правильно ли они его поняли.
• При выполнении индивидуального задания всегда просят посмотреть, правильно ли они его сделали.
• Манипулируют предметами: часто грызут ручку, теребят волосы или пальцы и одежду и т.д.
• Наиболее трудной стороной во время сдачи экзамена для тревожных и неуверенных студентов является отсутствие эмоционального контакта с преподавателем.

Стратегия поведения преподавателя:

Для тревожных учащихся особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого – поощрение, поддержка

  • Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
  • Обеспечьте ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене: это можно сделать различными невербальными способами – посмотреть, улыбнуться и т.д.

 С агрессивными учащимися:

Краткая психологическая характеристика:
• Эмоциональная грубость, озлобленность, как против одногруппников, так и против экзаменатора.
• Страх перед широкими социальными контактами, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов.
• Агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
• Нахождение по отношению к администрации факультета в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от преподавателя, принимающего экзамен.
• Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отмстить, поэтому лучше их не отвергать.

Стратегия поведения преподавателя:

  • Никогда не позволяйте себе оскорблять учащегося.
  • Не используйте сленг во время комментария устного ответа – это не даст ему права демонстрировать в поведении все, на что он способны.
  • Избегайте открытой вопросно-ответной борьбы, так как это усугубит отношения.
  • Останавливайте студента спокойно, с невозмутимым лицом во время изложения материала.

С гиперактивными студентами:

Краткая психологическая характеристика:
• Быстрые, энергичные, активные.
• Высокий темп деятельности, могут сделать множество дел за короткое время, импульсивны и порой несдержанны.
• Быстро выполняя задание, зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.
• Испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.
• Невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация, не расстраиваются из-за плохих оценок.

Стратегия поведения преподавателя:

  • Руководствоваться основным принципом: «Сделал – проверь». Преподавателю важно подвести студента к анализу собственного ответа до его изложения.
  • Не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкции типа «не торопись». Студент все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно.
  • Создать ощущение важности ситуации экзамена. Нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты экзамена.
  • Напоминать мягко и ненавязчиво о необходимости самоконтроля.
  • Рассадить так, чтобы возможность с кем-то общаться у них была минимальна.

Со учащимися меланхоличного типа темперамента
(«застревающие»):
Краткая психологическая характеристика:
• Низкая подвижность, низкая лабильность психических функций, с трудом переключатся с одного задания на другое.
• Долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких студентов начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.
• Основательны и зачастую медлительны, практически никогда не укладываются в отведенное время.

Стратегия поведения преподавателя:

  • Предупредить студента о лимите времени и необходимости пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого экзаменационного задания.
  • На экзамене по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким студентам переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым.
  • Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Со студентами «перфекционистами» и «отличниками»:

Краткая психологическая характеристика:
• Высокая успеваемость, ответственность, организованность, исполнительность.
• Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал.
• Очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности.
• Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими.
• На экзамене возможный камень преткновения для них – необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегия поведения преподавателя:

    Скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Помочь понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.

 

10 способов укротить гнев во время конфликта

1. Признайтесь себе в том, что разозлились,
2. Отстранитесь от происходящего, мысленно выйдя из комнаты.
3. Не преувеличивайте значимость и судьбоносность конфликта.
4. Представьте, что конфликт уже исчерпан, окончен, как, например, неприятный визит к зубному врачу.
5. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сосчитайте до 10 и взвесьте, какими последствиями может обернуться для вас выплеснувшаяся некстати агрессия.
6. Не старайтесь выяснить отношения с обидчиком сразу раз и навсегда, дайте себе время на обдумывание ситуации.
7. Выдержите паузу, прежде чем что-то в запале сказать. Возможно, через минуту эти слова уже и не понадобятся.
8. Меньше всего в этот момент думайте об оскорбленной гордости и уязвленном самолюбии.
9. Эмоции нужно выплеснуть, но только не на коллег, детей и родных. Лучше всего сделать это в одиночестве, с близкими друзьями или доверить свою злость бумаге - она стерпит все.
10. Если ни одна из рекомендаций вам не помогла - не жертвуйте собой, ищите психолога и новую работу.

10 практических рекомендаций "КАК СНИЗИТЬ КОНФЛИКТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ"

Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, даже тогда, когда они противоположны вашему.

  1. Всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям или хотя бы с их внешними проявлениями.
  2. Избегайте в общении крайних, жестких и категоричных оценок.
  3. Общаясь с окружающими, старайтесь видеть и опираться на положительное в них. Оценивайте людей в большей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали.
  4. Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее конфликтогенность искренней и заслуженной похвалой, предваряющей критику.
  5. Лучший способ критики – самому молча исправить те ошибки, которые допустил критикуемый.
  6. Критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности человека, а не его личность и работу в целом.
  7. Критикуя одного человека, не следует сравнивать его с другими, более лучшими. У того, кого критикуют, чаще всего возникает чувство неприятия и критика «лучшего».
  8. Если очевидно, что вы критично относитесь к себе, то и ваша критика окружающих будет восприниматься менее конфликтно.
  9. Очень важно научиться использовать потенциал критики и критикующего в интересах совершенствования дела и самого себя.

 

    12 «НЕЛЬЗЯ» для поведения в молодежной аудитории (для использования в работе кураторов)
НЕЛЬЗЯ!
1. Навязывать свои мысли, быть назойливым.
2. Возвышаться над учащимися, подчеркивать свое превосходство.
3. Быть категоричным без надобности.
4. Ограничиваться логикой абстрактных рассуждений.
5. Говорить плохо о тех, кем молодежь восхищается в данный момент.
6. Изворачиваться и выгораживать того, кто себя дискредитировал в глазах общественного мнения.
7. Упрекать и корить за незнание, ошибочное понимание.
8. Уклоняться от острых вопросов.
9. Льстить аудитории, идти на поводу у нее, угождать ей.
10. Играть на чувствах молодых людей.
11. Принижать чувство их собственного достоинства.
12. Прибегать к публичной отрицательной оценке, если дело легко поправить без гласности, и человек осознал свои ошибки.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

- последовательность в воспитании;
- не вводить много запретов, дать возможность ребенку почувствовать себя достаточно свободным, но при этом не переусердствовать в этом, т. е. контролировать его ненавязчиво;
- не повышать голос, не отвечать агрессией на агрессию;
- интересоваться друзьями вашего ребенка, стараться уделять больше внимания его увлечениям и интересам;
- посоветовать ребенку заняться каким-то видом спорта, поддерживать его в этом начинании. Активные спортивные занятия - один из лучших методов выплеснуть гнев, снять напряжение;
- порицать ребенка за конкретные проступки. Наказания не должны унижать его личностное достоинство;
- не стесняться лишний раз пожалеть, посочувствовать ребенку он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его таким, каков он есть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
В тех случаях, когда агрессия молодых людей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций молодого человека - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств молодого человека («Конечно, тебе обидно...»);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»),
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Типичными неправильными действиями педагогов и родителей, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, «чтение морали», наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: «Вы всё одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты ни когда не...»;
- сравнение одного учащегося с другими - не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину учащегося («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить юноше выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ему компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы учащийся не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении «внимательно молчать». Здесь важны оба слова. Молчать так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился);
- пауза, дающая возможность учащемуся успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств молодого человека.

 "АНТИСТРЕССОРЫ", которые позволяют выработать сопротивляемость к стрессовым воздействиям.

1. Расширьте круг общения, более открыто и экспрессивно выражая свои мысли, чувства, что поможет снизить внутреннее напряжение. Де¬лайте это в миролюбивом тоне.
2. Измените свое отношение к себе и другим на чуть более позитивное, менее критичное, постарайтесь увидеть себя и др. людей в положительном свете. Не растрачивайте порох по пустякам, не гипертрофируйте мелкие человеческие недостатки - и тогда вы ярче увидите
то, с чем нужно бороться всем миром.
3. Организуйте рациональный распорядок дня.
Разделите дела по порядку и значимости не разбрасывайтесь: возьмите за правило не оставлять после себя неоконченных дел, ибо это имеет нежелательный психологический эффект. Доведите до логического конца все начатое.
4. Потрудитесь над положительным образом "Я".
Научитесь внимательно и уважительно относиться к своим потребностям. Отдавайте преимущество тем делам, которые позволяют повысить самоуважение.
5. Учитесь говорить "нет". Вы не можете делать все и за всех. Должен быть некий лимит добровольного принятия на себя части нагрузки других людей. Не позволяй те вольно или невольно эксплуатировать себя.
6. Научитесь делиться ответственностью. Не претендуйте на лавры сверхчеловека. Делайте свое дело и дайте другим разделить с вами труд и ответственность.
7. Не переутомляйтесь. Своевременно берите отпуска. Не запускайте утомление. Помните, что только находясь в хорошей физической форме, вы можете принести максимум пользы на своем рабочем месте. Обычно, когда человек «горит на работе», ни днем, ни ночью не покидая «боевого поста», это свидетельствует лишь о полном раз¬вале работы.
Научитесь отдыхать!
8. Будьте гибкими. Умейте слушать других людей, ценить иную точку зрения. Присматривайтесь к методам чужой работы. Не консервируйте свои взгляды, идеи, способы поведения, а развивайте их!
9. Не бойтесь совершить ошибку, а сделав ее, - вне сомнения, извинитесь. Это трудно только на первых порах. Искреннее извинение имеет само по себе терапевтический, «очищающий» характер.

 

10. Заботьтесь о своем здоровье. Избегайте вредных привычек.
11. Читайте книги не только в познавательных целях, но и для удовольствия.
12. Чаще играйте с детьми!
13. Встречайтесь с друзьями.
Использование этих простых советов существенно снижает вероятность возникновения стрессов.

 

ПАМЯТКА  ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПОДРОСТКАМИ 

  •  Позитивный настрой. Любое взаимодействие с подростками начинайте с себя. Если вами овладевают злость, гнев, раздражение, необходимо привести себя в равновесие (глубокий вдох – выдох, переключение внимания, напевание легкой мелодии и т.д.). Вспомните положительные качества подростка.
  •  Доверие. Установите доверительные отношения с подростком. Он будет молчать, вести себя агрессивно, лгать, пока не почувствует, что вам можно доверять.
  •   Субъективное отношение. Помогайте подростку только тогда, когда он в этом действительно нуждается и готов принять помощь.
  •   Последовательность действий и поступков. Вы никогда не достигнете желаемых результатов, если будете менять свою позицию или если ваши заявления не будут соответствовать поступкам.
  •  Поощрение. Поддерживайте самые минимальные изменения в поведении или учебной деятельности подростка. И не просто их выделяйте, а цените.
  •   Компромисс и гибкость. Если вы добились существенных изменений в поведении подростка, то не загоняйте его в угол из-за хороших побуждений, дайте ему привыкнуть к своему новому «я». Используйте различные стратегии и тактики работы и взаимодействия с подростком. Ведь выбор формы и содержания работы зависит от конкретного случая.

Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.

  • Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен. 
  • В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. 
  • Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты. 
  • Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте. 
  • Заставьте себя слышать доводы своего оппонента. 
  • Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 
  • Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя. 
  • Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента. 
  • Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас. 
  • Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей? 
  • Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться. 
  • Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее. 
  • Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел. 
  • Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его. 
  • Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем. 
  • Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”. 
  • За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте? 
  • За то, чтобы перестать быть ребенком. 
  • За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность. 
  • За утверждение среди сверстников. 
  • Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

 Советы для родителей: 

Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.
Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.
Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.
Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

 

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ПРИ КОНФЛИКТЕ С РЕБЕНКОМ

 Будучи в позиции слушающего:

 -проявите терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте, помните, что ваша задача как слушающего – помочь ребенку в выражении своих проблем;

 -не давайте оценок ребенку, старайтесь действительно понимать его;

 -не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал

 Будучи в позиции говорящего:

 - не обвиняйте – не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;

 - не придумывайте – не говорите ребенку о том, что вы думаете  о том, каковы его мотивы и желания раньше, чем он сам о них что-то скажет;

 - не защищайтесь – сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;

 - не характеризуйте – не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты эгоистичен, молод, неопытен и так далее», старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;

-не обобщайте – избегайте использовать слова «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА "ТВОЕМУ ДРУГУ ПЛОХО. ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ".
    Твой друг в последнее время выглядит очень расстроенным, озабоченным и отчужденным. Когда Ты встречаетесь с ним, он говорит, что у него неразрешимые проблемы, и добавляет: «Иногда мне не хочется жить». Что делать? Тебя одолевает страх, что разговор о чувствах только подтолкнет его к роковому шагу. Ты в нерешительности. Что же делать?
1.Слушай внимательно. Слушай от всего сердца. Не пугайся.
2.Будь эмоционально восприимчив.
3.Верь, что человек действительно может покончить с собой.
4.Дай ему возможность рассказать, поделиться своей болезнью. От этого негативные чувства потеряют свою угрожающую силу.
5.Говори свободно о его ситуации и мыслях о смерти. Давно ли они появились? Думал ли он о том, как это сделает? Принимай их без осуждения.
6.Дай ему возможность справиться со своими чувствами. Не торопись перейти к конкретному решению проблемы.
7.Ищите вместе другой выход из сложной ситуации, который он не видит!
8.Помоги ему увидеть альтернативы в его мире черного и белого, позиции "все или ничего"!
9.Помоги ему поверить в его способность к развитию, способность любить, смеяться.
10.Помоги увидеть красоту и ценность жизни.
11.Помоги поверить, что в ней есть не только боль и страдания.
12.Предложи получить профессиональную помощь специалиста, даже если Тебе удалось откровенно и открыто поговорить с другом.
13.Принимай проблемы человека серьезно! Оценивай их значимость с точки зрения этого человека, а не со своей собственной или общепринятой ситуации.
Что делать, если возникло желание покончить с собой.
1. Во-первых, запомни, что всё меняется.
2. Во-вторых, не сноси оскорбления безропотно.
3. В-третьих, серьёзно думай перед тем, как совершать «каминг-аут».
4. В-четвёртых, не считай себя хуже всех.
5. В-пятых, накинь себе плюс – поскольку ты до сих пор жив.
6. В-шестых: не стесняйся позвать на помощь.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМСЯ, РАЗМЫШЛЯЮЩИМ О СУИЦИДЕ

(Эрл Гроллман)

  • Для начала рекомендуется не просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой шаг. А во время самого диалога рекомендуется:
  •  внимательно слушать собеседника, так как молодые люди очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;
  •  правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  •  не выражать удивления от услышанного и не осуждать за любые, самые шокирующие высказывания;
  •  не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют молодых людей ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  •  постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений о собственной смерти;
  •  не предлагать неоправданных утешений, поскольку молодые люди зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  •  привести конструктивные способы ее решения;
  •  одновременно стремиться вселить надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление сил и возможностей.

 

Условия эффективного повторения:

  1.  Повторение целесообразно начинать сразу после показа и объяснения, так как наиболь­шее забывание происходит в первые минуты отсрочки.
  2.  В зависимости от сложности материала нужно использовать различные способы запо­минания (в целом или по частям, распределенный метод или концентрированный). Если ма­териал слишко