Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей

Уважаемые родители!

За 9 месяцев 2017 года в Гомельской области 226 несовершеннолетними или с их участием совершено 250 преступлений.
Согласно ст. 27 Уголовного Кодекса Республики Беларусь уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В области в сравнении с аналогичным периодом прошлого года произошел рост числа убийств (1 – 2), мошенничество (3 – 8), хулиганств (44 – 45).
Основными видами преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, являются кражи и хулиганства.
Статья 205 Уголовный Кодекс Республики Беларусь – кража.
Максимальное наказание за действия, предусмотренные настоящей статьёй - лишение свободы на срок от трех до двенадцати лет с конфискацией имущества.
Статья 339 Уголовного Кодекса Республики Беларусь – хулиганство.
Хулиганство – это умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом, а также совершенное группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), совершенные действия с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ или взрывных устройств либо совершенные с угрозой их применения.
Максимальное наказание за действия, предусмотренные настоящей статьёй - ограничение свободы на срок от трех до пяти лет или лишение свободы на срок от трех до десяти лет.

Основная часть преступлений (155 или 62,0%) совершена несовершеннолетними в будние дни (в выходные дни совершено 95 преступлений), 176 (70,4%) преступлений со-вершены в городской черте (в сельской местности – 68, вне населенного пункта – 5, на транспорте – 1).
Предметом преступного посягательства при совершении подростками преступлений, наиболее часто становились мобильные теле-фоны (23 преступления, в т.ч. кражи – 17, мошенничества – 6), деньги (22, в т.ч. кражи – 8, вымогательство – 3, мошенничество, грабеж, разбои – по 1, хищение путем использования компьютерной техники (банковская карточка) – 7, приобретение либо сбыт материальных ценностей заведомо добытых преступным путем – 1).
За указанный период 40,4% преступлений (101 из 250) совершено несовершеннолетними в ночное время (с 22:00 до 06:00).
Действующим законодательством на за-конных представителей несовершеннолетних возложена ответственность за сопровожде-ние детей в ночное время, а также предусмотрена ответственность за невыполнение данной нормы.
Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.
В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.
За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в виде штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
В области несовершеннолетними совершено 13 преступлений в сфере незаконного обо-рота наркотиков.
Статья 328 Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов
Действия, предусмотренные настоящей статьёй, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до двадцати пяти лет.
За 9 мес. т.г. несовершеннолетними совершено 124 общественно-опасных деяния до достижения ими возраста уголовной ответственности.
Законом Республики Беларусь «Об осно-вах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индиви-дуальная профилактическая работа (далее – ИПР), а также возраст, с которого проводит-ся ИПР, основания для проведения ИПР, сроки проведения и основания прекращения ИПР.
В настоящее время ИПР проводится с 1139 подростками. В отчетном периоде ИДН прекращено проведение ИПР в отношении 1193 подростков, из них 29 несовершеннолетних направлено в специальные учебно(лечебно)-воспитательные учреждения закрытого типа.
Сотрудниками РОВД области выявлено и привлечено к ответственности 1068 несовершеннолетних за нарушение антиалкогольного и 102 – за нарушение антинаркотического законодательства.
За 9 мес. т.г. на профилактический учёт в детско-подростковом отделении диспансеризации и медицинской реабилитации У «ГОНД» взято 1048 подростков, в том числе по причине: употребления алкоголя – 1011, наркотиков – 17, токсикомании – 20. Пролечено 577 подростков: наркологический стационар – 47, ДНС – 3, амбулаторно – 530. Направ-лено на принудительное лечение 2 несовершеннолетних.
По состоянию на 01.10.2017 г. на профучё-те состоит 2610 несовершеннолетних.
Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения.
Действия, предусмотренные настоящей статьёй, наказываются наложением штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487 определён порядок комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством.
Комплексная реабилитация проводится в отношении несовершеннолетних, которые повторно в течение одного года были рассмотрены на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних за потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также за употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива.
Действующим законодательством нашей страны предусмотрена ответственность родителей за воспитание своих детей.
В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что:
«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».
Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:
«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полно-ценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе».
Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что: «В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Уважаемые родители!
Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. В подростковом возрасте крайне необходимо сформировать миро-воззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.
Помните, даже самый безобидный на Ваш взгляд поступок может иметь необратимые негативные последствия для Ваших детей.

 

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

    Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств.

    Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.
Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:
- особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц.
-прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

 

    Справочно: Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:
-ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;
-демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);
-изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;
Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием детьми, проституция.

 

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.
В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».
Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

 

 Статья 166. Изнасилование

1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) – наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

 Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), – наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 Статья 169. Развратные действия

1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, – наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

 

Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.

 

Признаки сексуального насилия у детей и подростков
В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

 

Физические признаки:

 

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).
Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.
Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
- боль в нижней части живота;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- болезни, передающиеся половым путем;
- беременность.

Изменения в поведении:
Изменения в выражении сексуальности ребенка:
- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
- замкнутость, изоляция, уход в себя;
- депрессивность, грустное настроение;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- отчуждение от братьев и сестер;
- терроризирование младших и детей своего возраста;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Изменения самосознания ребенка:
- падение самооценки;
- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Появление невротических и психосоматических симптомов:
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.
Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

 

Памятка для родителей по разрешению конфликтов

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  • Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
  • Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
  • В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  • Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  • Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  • Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  • Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  • Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  • Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  • Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.
  • Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
  • Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
  • Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
  • Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
  • Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
  • Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
  • Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.
  • За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
  • За то, чтобы перестать быть ребенком.
  • За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  • За утверждение среди сверстников.
  • Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

 

Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.

Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.

Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.

Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

ПАМЯТКА ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ПРИ КОНФЛИКТЕ РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ

Будучи в позиции слушающего: 

-проявите терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте, помните, что ваша задача как слушающего – помочь ребенку в выражении своих проблем;

-не давайте оценок ребенку, старайтесь действительно понимать его;

-не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал

 Будучи в позиции говорящего:

- не обвиняйте – не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;

- не придумывайте – не говорите ребенку о том, что вы думаете  о том, каковы его мотивы и желания раньше, чем он сам о них что-то скажет;

- не защищайтесь – сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;

- не характеризуйте – не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты эгоистичен, молод, неопытен и так далее», старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;

-не обобщайте – избегайте использовать слова «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации.

 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Что можно сделать для того, чтобы помочь детям с суицидальными мыслями

  •  В разговорах с вашими детьми подчёркивайте ценность и неповторимость жизни. При этом помните, что в оценивании событий жизни могут проявляться любые эмоции – и положительные, и отрицательные. Дайте возможность высказаться. Но! Вы должны быть достаточно сдержанны  в собственных оценках неблагоприятных событий для сына или дочери.
  • Помогая детям высказать свои чувства, поясняйте, что переживания и слёзы из-за неприятностей – нормальное явление, свойственное всем людям.
  • В зависимости от характера проблемной ситуации внушайте подростку, что происшедшее не его вина, а результат его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в будущем.
  • Важнее всего всячески демонстрировать ребёнку свою любовь, готовность прийти на помощь в разрешении проблемы, но одновременно давать возможность почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью.
  • Чего ни в коем случае нельзя делать – это играть на самолюбии подростка, провоцируя тем самым его на самоубийство и думая, что он не способен совершить подобный поступок.
  • Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попыткам самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности молодого человека. Уловите проявления беспомощности и безнадёжности и определите, не является ли ваш ребёнок одиноким и изолированным.
  • Установите заботливые взаимоотношения. Их следует выражать не только словами. Это должно быть безусловное
  • принятие ребёнка не зависимо от его успехов или неудач. Постарайтесь наладить доброжелательные, доверительные взаимоотношения в семье.
  • Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родного человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникните в изолированную душу отчаявшегося подростка.
  • Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, неудовлетворённости жизнью и того, о чём говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.
  • Помните, что вашему ребёнку трудно сосредоточиться на чём-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если сын или дочь признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства ребёнка, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
  • Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой взрослые часто отвечают: «Подумай, ведь ты живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка или юноши ещё большую подавленность. Желая помочь таким образом, родители способствуют обратному эффекту.
  • Можно часто встретить и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечёшь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та, мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным подростком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
  • Задавайте вопросы. Но! Если вы задаёте такие вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийство?», - то в них подразумевается ответ, который вам хотелось услышать. Если подросток ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.
  • Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведёт к подобной мысли, если у ребёнка её не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему даётся возможность понять свои чувства и достичь облегчения.
  • Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации. Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося ребёнка, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
  • Не предлагайте неоправданных утешений. После того, что вы услышали от ребёнка о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь». Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то ребёнок может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь», - как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значите6льно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.
  • Будьте осторожны и с высказываниями типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя» и т.п., которые резко контрастируют с мучениями подростка. Эти слова лишь уничижают его чувства и заставляют ощущать себя ещё более ненужным и бесполезным.
  • Не развивайте в отчаявшемся чувства вины по отношению к его родным. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. 
  • Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?
  • Вселяйте надежду.   Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда». Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве.  Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности  подростка, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.
  • Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.
  • Не оставляйте  учащегося одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.
  • Обратитесь за помощью к специалистам.    Взрослые люди, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи.       Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть
  • опасным; госпитализация может принести облегчение, как  подростку, так и семье. 

Для создания доверительных отношений воспользуйтесь психологическими приемами:

  1. избегайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.)
  2. исключите из общения оскорбительные слова (лентяй, трус, осел…)
  3. помните, что не одобрять можно только поступки, но не самого человека («не ты плохой», а «ты сделал плохо»);
  4. наказание не должно вредить здоровью ребенка;
  5. чаще узнавайте мнение ребенка, советуйтесь с ним («А как ты думаешь?», «А как бы ты поступил?»);
  6. ребенок не должен бояться наказания и чувствовать при этом, что вы его унижаете;
  7. нельзя наказывать больного ребенка;
  8. после наказания поступок, за который ребенок был наказан, должен быть забыт;
  9. хвалите ребенка только за то, что является плодом его труда (достижения в учебе, спорте, труде и так далее);
  10. заранее предупреждайте ребенка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ты остался дома: мне нужна твоя помощь в уборке квартиры»);
  11. предоставьте ребенку чувствовать себя нужным в в семье, быть ответственным за какое-то семейное дело (уборка квартиры, выбор покупок);
  12. никогда не торопите ребенка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;
  13. будьте последовательны в своих требованиях.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК (УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИКОВ, КУРЕНИЯ)


ПОЧЕМУ ДЕТИ НАЧИНАЮТ УПОТРЕБЛЯТЬ СПИРТНОЕ И НАРКОТИКИ
1. Мода на наркотики. Дети хотят нравиться другим. Хотят соответствовать определенной компании, для того, чтобы их приняли на равных.
2. Хотят быть взрослее. Дети подражают взрослым. Если окружающие взрослые пьют и курят, дети думают, что это хорошо.
3. Хотят расслабиться и забыться. Некоторые дети считают, что алкоголь и наркотики помогают успокоиться и чувствовать себя лучше.
4. Хотят испытать на себе действие наркотиков. Дети могут начать принимать наркотики и спиртное из любопытства.
5. Хотят привлечь к себе внимание. Некоторые дети делают это для того, чтобы привлечь внимание родителей и заявить о себе.
6. Подражают увиденному на экране. Часто реклама, фильмы наносят большой ущерб, так как дети видят, что употреблять наркотики, алкоголь, курить – это хорошо.

ВЫ НЕВОЛЬНО СПРОВОЦИРУЕТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ, ЕСЛИ:
• говорите с детьми, не слушая их;
• наказываете детей в присутствии других и никогда не хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение;
• всегда решаете проблемы ваших детей или принимаете решения за них;
• возложили ответственность за нравственное и духовное обучение детей на школу;
• никогда не сидите за совместной трапезой всей семьей;
• никогда не организуете семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением, как семейные встречи;
• никогда не позволяете своим детям испытывать холод, усталость, разочарование;
• угрожаете детям таким образом: «Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь или наркотик, то я накажу тебя»;
• ожидаете, что ваш ребенок всегда будет учиться на «отлично» по всем предметам;
• всегда помогаете ему выпутываться из сложных ситуаций и не способствуете тому, чтобы он принимал ответственность на себя;
• не поощряете детей к выражению своих чувств ( высказыванию своих эмоций), например, злости, грусти, страха;
• чрезмерно опекаете и не учите их значению слова «последствия»;
• заставляете детей чувствовать, что их ошибки – это непоправимые грехи;
• никогда не доверяете своим детям.
ГЛАВНОЕ НЕ ОТЧАИВАТЬСЯ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ У РЕБЕНКА ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ ЧТО ДОЛЖНЫ РОДИТЕЛИ:
• прочитать и узнать о наркотиках все, что можно;
• изучить сигналы опасности, чтобы знать, как определить стадию наркозависимости;
• попытаться стать для детей образцом поведения, сделать так, чтобы слово взрослых в доме не расходилось с делом;
• построить семейные отношения таким образом, чтобы с детьми можно было обсуждать любые проблемы;
• установить правила, которым все в доме должны следовать;
• поддерживать в ребенке независимость и самоуважение;
• нести ответственность за своего ребенка, но всегда быть готовым помочь и чужим детям;
• поддерживать своих детей в их желании приглашать в дом друзей;
• познакомиться с родителями друзей своего